Терминология описания работы АКПП
При обсуждении диагностики автоматической коробки передач (акпп) очень важно правильное использование терминологии для описания условий работы коробки передач. Приведенные далее термины используются для описания положений дроссельной заслонки и условий переключения передач.
Положения дроссельной заслонки
- Минимально открытая дроссельная заслонка — наименьшая величина открывания дроссельной заслонки, требуемая для переключения на повышенную передачу; обычно это близко к закрытому положению дроссельной заслонки.
- Слегка открытая дроссельная заслонка — соответствует примерно четверти хода педали акселератора.
- Средне открытая дроссельная заслонка — соответствует примерно половине хода педали акселератора.
- Сильно открытая дроссельная заслонка — соответствует примерно трем четвертям хода педали акселератора.
- Полностью открытая дроссельная заслонка — полное нажатие педали акселератора.
- Переключение на пониженную передачу при полностью открытой дроссельной заслонке — быстрое нажатие педали акселератора полностью, приводящее к переключению на пониженную передачу.
- Движение накатом с полностью закрытой дроссельной заслонкой — полное отпускание педали акселератора, когда автомобиль движется и включен один из диапазонов для движения.
- Торможение двигателем — использование двигателя для замедления автомобиля с помощью переключения на пониженные передачи при движении накатом с отпущенной педалью акселератора.
Условия переключения передач
- Удар — резкое и сильное срабатывание фрикциона или тормозной ленты.
- Рывок — дерганья или рывки, которые могут быть связаны с двигателем и могут быть заметны сильнее всего при включении муфты гидротрансформатора; это чем-то похоже на ощущения при буксировке прицепа.
- Запаздывание (позднее или затянутое во времени переключение) — ситуация, когда переключение передач ожидается, но не происходит за нужное время, например, когда срабатывание фрикциона или тормозной ленты происходит не так быстро, как ожидается при частичном или полном открывании дроссельной заслонки (нажатии на педаль акселератора) или при переключении коробки передач в диапазон первой передачи.
- Двойной удар (двойное срабатывание) — два резких и мощных срабатывания фрикциона или тормозной ленты.
- Раннее переключение — ситуация, когда переключение происходит до того, как автомобиль разогнался до нужной скорости, и ведет к перегрузке двигателя после переключения на повышенную передачу.
- Удар в конце переключения (конечный характер или «пробуксовочный» удар) — плотный характер переключения в его конце по сравнению с характером переключения в его начале.
- Плотное срабатывание — заметное быстрое срабатывание фрикциона или тормозной ленты, которое считается нормальным при переключении со средне и сильно открытой дроссельной заслонкой; его не следует путать с резким переключением.
- Скачок оборотов (пробуксовка) — резкое увеличение числа оборотов двигателя, сопровождаемое резкой потерей крутящего момента; обычно имеет место при переключении.
- Начальное (гаражное) переключение — первоначальный характер переключения коробки передач из диапазона Х (нейтральная передача) в диапазон задней передачи (В) или из диапазона 1ч (нейтральная передача) в диапазон движения вперед.
- Резкое переключение — срабатывание фрикциона или тормозной ленты, которое более заметно, чем плотное срабатывание; считается нежелательным в любом положении дроссельной заслонки.
- Переключение «вверх-вниз» (рыскание) — повторяющиеся быстрые серии переключений на повышенную и пониженную передачу, которые становятся причиной заметных изменений оборотов двигателя, например, при картине переключения «4 — 3 — 4».
- Начальный характер переключения — четко выраженный плотный характер переключения в начале процесса переключения по сравнению с характером переключения в его конце.
- Запаздывание — переключение, которое имеет место, когда обороты двигателя выше допустимых для данной степени открывания дроссельной заслонки.
- Мягкость — медленное и растянутое срабатывание фрикциона с очень незаметным характером переключения.
- Дрожание — повторяющиеся дергания или пробуксовки, подобные рывкам, но более заметные и быстрые по природе, которые могут быть заметнее всего в определенных диапазонах скоростей автомобиля, это понятие используется также для описания состояния после срабатывания муфты гидротрансформатора.
- Пробуксовка — заметное увеличение оборотов двигателя без увеличения скорости автомобиля; обычно имеет место в процессе или после начала срабатывания фрикциона или тормозной ленты.
- Мягкое срабатывание — медленное, почти незаметное срабатывание фрикциона с очень незаметным ощущением.
- Пульсация — повторяющиеся разгоны и замедления, связанные с двигателем, которые менее интенсивные, чем рывки.
- Торможение — ситуация, когда два противоположных фрикциона пытаются сработать одновременно, что приводит к перегрузке двигателя, сопровождающейся заметным снижением числа оборотов двигателя.