Диагностика системы электронного переключения передач акпп
Правильная диагностика системы электронного переключения передач акпп представляет собой поэтапный процесс. Эта процедура включает в себя различные диагностические приемы. При работе с гидравлически управляемыми трансмиссиями соблюдение определенной логической последовательности позволяет быстро и достоверно определить причину неисправности.
В данной статье описывается использование кодов неисправностей для определения и локализации цепей, содержащих неисправности. Коды, относящиеся к неисправностям трансмиссии, могут обнаруживаться входными устройствами двигателя и коробки передач, а также некоторыми выходными устройствами коробки передач. Причиной возникновения кодов неисправностей от входных и выходных устройств могут быть неисправности гидравлических и механических компонентов. Для анализа причины возникновения кодов неисправностей потребуется знание рабочих характеристик электронно-управляемых трансмиссий.
Для эффективного обнаружения неисправностей техник должен уметь пользоваться различными методиками и инструментами. Чрезвычайно полезным может оказаться использование схем поиска неисправностей, а также электрических схем, прилагаемых к инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию. Для анализа работоспособности электронных переключателей, датчиков и их цепей, рекомендуется также использование автомобильных сканеров, цифровых мультиметров и специальных трансмиссионных тестеров. Если они будут функционировать правильно, они помогут обнаружить внутренние неисправности трансмиссии.
Правильный анализ работоспособности электронно-управляемой трансмиссии может потребовать наличие определенного опыта. Кроме того, имеются различия в устройстве автоматических коробок передач. Следование схемам обнаружения неисправностей может облегчить процесс поиска.
Правильная идентификация причины является основой эффективного технического обслуживания коробки передач.
Основной подход к диагностике коробок передач с электронным управлением
Современные электронно-управляемые автоматические коробки передач содержат большое количество датчиков и переключателей, соединенных с электронным модулем управления (РСМ). Они располагаются в моторном отсеке, внутри коробки передач, а иногда и возле места водителя. Исполнительные устройства, управляемые электронным модулем, обеспечивают срабатывание фрикционов и тормозных лент. Работа всех этих устройств обеспечивает плавное и своевременное переключение передач (рис.).
Часто при обнаружении неисправности, автолюбители не начинают поиски причины с проверки переключателей и датчиков, считая их заведомо исправными. В результате при этом зачастую делаются неправильные выводы и заменяются неправильные детали. При этом напрасно тратятся силы, время и деньги, чего можно было бы легко избежать. Таким образом, очевидно, что при анализе неисправности следует действовать систематически, шаг за шагом.
На рис. приведена блок-схема поиска неисправности, представляющая собой диагностику на основе заданной стратегии.
Перед тем, как переходить к последующему шагу, необходимо завершить предыдущий. Вот краткое описание каждого шага:
- Убедитесь в том, что неисправность действительно существует. Определите: действительно ли имеет место неисправность. Соберите как можно больше информации о неисправности. Возможно, для этого понадобится испытание автомобиля в движении на дороге.
- Выполните предварительные проверки. Произведите визуальную проверку уровня жидкости и ее состояния, системы рычагов переключения, тросов, проводов, вакуумных шлангов и компонентов, расположенных в моторном отсеке, это поможет в определении причины неисправности. Проверьте также двигатель в работе и воспользуйтесь сканером для считывания кодов неисправности.
- Воспользуйтесь литературными источниками информации. Для определения неисправности воспользуйтесь уже собранной информацией, а также указаниями, содержащимися в имеющейся у вас литературе.
- Выполните проверки, указанные в инструкции по техническому обслуживанию. Воспользуйтесь заводской инструкцией по техническому обслуживанию и выполните указанные в ней проверки.
- Дальнейшие возможные пути диагностирования:
- Постоянные коды неисправностей. Имеющиеся коды неисправности должны считываться, и затем нужно следовать указаниям, приводимым для этих кодов.
- Нет кода. Найдите соответствующий симптом в инструкции по техническому обслуживанию или схеме поиска симптомов и выполните соответствующие процедуры.
- В инструкции по техническому обслуживанию нет соответствующего симптома. Проанализируйте работу узла, воспользовавшись электрическими схемами, гидравлическими схемами и схемами срабатывания соленоидов, фрикционов и муфт. Чем лучше вы будете понимать принципы работы электронно-управляемых трансмиссий, тем проще вам будет найти неисправность. Почитайте литературу. Разберитесь, как работает система, чтобы понять, что же именно работает не так.
- Перемежающие неисправности. Эта категория неисправностей особенно сложно поддается диагностике и ремонту. Воспользуйтесь «указаниями по появляющимся и пропадающим неисправностям», если они у вас есть. Причиной перемежающихся неисправностей часто бывают неплотно подсоединенные разъемы, залипающие реле и соленоиды, плохая «масса», установка различных опций («наворотов»). При появлении исправности, в памяти может быть сохранен код неисправности, а при начале поиска неисправность может уже самоустраниться. Такие коды неисправности называются перемежающимися кодами. Для облегчения поиска проверьте, какие ремонтные работы выполнялись на автомобиле раньше.
- Системы работают, как положено. Если все узлы работают правильно, в ремонте нет необходимости.
- Снова выполните общую проверку. Если не удается изолировать причину неисправности, возвратитесь к началу процесса поиска.
- Отремонтируйте автомобиль и убедитесь в том, что неисправность устранена. После ремонта автомобиля и сброса кодов неисправностей, испытайте его в движении на дороге и убедитесь в том, что после ремонта неисправность более не появляется.
Постоянные коды — коды неисправностей, наличествующие во время проверки.
Перемежающиеся коды — коды неисправностей, сохраненные в памяти модуля управления, но не имеющиеся во время проверки.
Определите устройства, являющиеся входными для электронного модуля, а также те устройства, которые являются выходными и управляются электронным модулем управления, это поможет вам разобраться в работе трансмиссии. При поломке датчика электронный модуль заменяет сигнал от него замещающим сигналом по умолчанию или сигналом от другого датчика. Замещающий сигнал используется в качестве резервного сигнала управления при отказе отдельных компонентов, что позволяет продолжать эксплуатацию автомобиля.
Резервный сигнал управления при отказе отдельных компонентов — замещающий сигнал, используемый блоком управления вместо сигнала от неисправного датчика. Это временный сигнал, обеспечивающий возможность эксплуатации автомобиля.
В некоторых случаях определенные коды или их комбинации могут привести к отключению работы выходных электронных устройств трансмиссии. Это обычно приводит к ситуации, когда гидравлически могут включаться только задняя и передняя повышающая передачи. Некоторые коробки передач могут также обеспечить другие передние передачи при их механическом включении. Такой режим работы называется аварийным режимом механического управления.
Аварийный режим механического управления — электрическое отключение выходных соленоидов коробки передач, в результате чего от механического клапана могут гидравлически срабатывать только определенные передачи. Это обеспечивает возможность движения автомобиля к месту ремонта.
Для анализа неисправностей акпп (автоматической коробки передач) необходимы некоторые специальные инструменты и приспособления. Без некоторых из них нельзя обойтись, другие же облегчают работу и позволяют ускорить обнаружение неисправностей.
При диагностике автоматических коробок передач с электронным управлением необходимо в точности следовать указанной последовательности действий. Действуйте аккуратно и пользуйтесь всеми имеющимися возможностями и приспособлениями. С появлением опыта вы сможете работать быстрее и с большей эффективностью.